Моррис Уильям (William Morris) и его жизнь

Моррис Уильям (William Morris, 24 марта 1834 — 3 октября 1896) прожил по современным меркам не такую уж и длинную жизнь. Но он был в одно и то же время английский художник, талантливый дизайнер по ткани и мебели, незаурядный писатель,а также видный викторианский теоретик искусства, выдающийся издатель.

William Morris, творческий гений

Творчество Морриса тесно связано с викторианским стилем интерьера. Благодаря понятию синтеза в искусстве Моррис стал предтечей модерна. Его еще называют родоначальником английского стиля. Хотя это не совсем так, ведь до викторианской эпохи была еще грегорианская, которая была еще до жизни Морриса. А грегорианский стиль интерьера — неотъемлемая часть английского стиля.

Кратко о грегорианском стиле интерьера

Георг, герцог Брауншвейг-Люнебургский, а позднее английский монарх, ввел в моду григорианский способ оформления жилищ. Однажды в одну прекрасную эпоху образцом для подражания в Англии стали простая лаконичность форм мебели, и даже красивые дизайнерские решения потеряли прежнее удобство — тогда желание приукрасить свое помещение у немного замкнутых в себе англичан  сошло на убыль.

Черты георгианского стиля в интерьере

Однако исподволь, под воздействием остальных техник декора, например, легкомысленного рококо, отшлифовывался, и созревал грегорианский стиль. Он был введен в моду королем Великобритании Георгом I (не знавшим, кстати, ни одного слова по-английски).

Благосклонно были восприняты новые формы стульев с высокими спинками, а пустые комнаты с высокими потолками вызывали у грегорианцев восторженные чувства. По большому счету вкупе с дубовыми дверями и витражами подобный декор был достоин называться стилем Георга.

Немного погодя благодарные потомки увековечат в изображениях и образцах интерьера помещений мрачную грегорианскую эпоху, сумевшую воссоздать совершенные пропорции архитектуры, мебели и аксессуаров.

Гений

Творческий потенциал этого гениального мастера не давал ему жить спокойно. Художественная мысль художника, внезапно его посетившая,  заставляла присаживаться за стол или придвигаться ближе к мольберту. Утонченные аристократические пальцы держали в руках карандаш, сангину и уголь. Водные краски были в его распоряжении.

Моррис не останавливался на достигнутом

Видный представитель художественного течения, полуофициальный лидер Движения искусств и ремёсел, Моррис никогда не останавливался на достигнутом.

В конце своей жизни он сказал:

Теперь, когда я состарился и понял,

что ничего нельзя сделать, я почти жалею,

что появился на свет

с чувством романтики

и красоты в этот проклятый век

Особенности техники английского декоратора Уильяма Морриса: достаточно насыщенный узор на тканях обоях и коврах, сходство рисунков с гобеленами витражами манускриптами, и также можно смело утверждать, что он черпал вдохновение из природы.

Рассеянно крутя в руках флакончик с сиеной жженой или охрой золотистой, Уильям словно слышал, как за спиной услужливый голос свыше ему подсказывает, что нужно сейчас закрашивать, и с чем сочетать этот цвет. Тон не подходит, возьмем полутон, размышлял он. Так наступал вечер, и Моррис вспоминал, что его муза, прекрасная женушка, давно звала его пообедать.

Древние пожелтевшие манускрипты снились художнику, и он не спешил с ними расстаться, часто кладя старинные фолианты с идеями цветовой гармонии и графических композиций на основе флористики под свою подушку.

Идти вперед, невзирая на трудности

Ох, тяжела ноша художника. Ты должен идти вперед, и объяснять сомневающимся, почему этот приглушенный цвет сейчас будет вспыхивать от соседства с другим, противоположным цветом. Что сделать, чтобы не сильно выпячивать этот контраст? А то может порушиться вся композиция.

Муза гения

Она была женщиной из народа. Красота ее была подобна изображениям наяд и богинь с древнегреческих амфор. Женившись по страстной любви на молодой девушке, вышедшей из самых низов английского рабочего класса, Моррис мог бы считать себя счастливым семьянином, если бы не возникший позднее любовный треугольник.

Его супруга, позировавшая ранее для сообщества прерафаэлитов, отвечала канонам красоты того времени. Удлиненные пропорции фигуры и головы, мелкие кудри, обрамлявшие узкое лицо, загадочный и томный взгляд «падшего ангела» — это была готовая ходячая модель прообраза будущих демонических женщин, ради которых совершались безумства.

Росетти

Соперником Уильяма Морриса был Данте Габриель Росетти, видный художник, ловелас и предводитель кружка прерафаэлитов. Увидев Джейн Берден, Росетти увлекся ею, несмотря на то, что практически в это же время он наконец обвенчался браком со своей давней пассией, поэтессой Элизабет Сиддал (англ. Elizabeth (Lizzie) Siddal).

Росетти не мог ходить ни в чем другом, как в роскошной бархатной блузе. Он увлекался женщинами и к тому же был непостоянен, как ветер. Его умирающая жена плохо себя чувствовала, скорее всего, у нее был туберкулез, который тогда не поддавался лечению. Сиддал была меланхолична и грустна, а в свое ежевечернее бренди добавляла по 100 капель опиума, чтобы «быть в форме»… Однажды, когда болезнь взяла свое, перебрав с дозой лауданума, Элизабет заснула, и больше уже никогда не проснулась.

Росетии похоронил ее вместе со стихами в изголовье, которые он написал собственноручно. но извращенный опиумом дух художника заставил его через семь лет после похорон вскрыть могилу, чтобы достать эти стихи и другие рукописи обратно.

В июне 1872 года талантливый художник, раздираемый чувством вины за смерть Элизабет,  предпринял неудачную попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Его спасли, но психика художника нарушилась. Появилась мания преследования и другие тяжелые заболевания психики.

Джейн Моррис

Джейн Моррис, будучи близким другом Росетти, терпела его выходки до последнего. Она любила Росетти, но делила крышу над головой с Моррисом. А он, в свою очередь, был до того наивен и увлечен своим искусством, что заметил очевидное слишком поздно.

Об этом любовном треугольнике написано много, но главное, чем Уильям Моррис запомнился благодарным потомкам — это его гений, его страсть к творчеству, это его стремление облагородить мир вокруг себя.
муза Морриса
Уильям черпал вдохновение и в природе. Сюжеты его обоев и тканей ему подсказывали формы листьев растений, очертания цветочных бутонов, линии береговой отмели, формы облаков. В каждом произведении Уильяма проскальзывала жизнь.

Это настолько отличалось от приевшихся штампов, что нашлось немало ценителей этого нового веяния в искусстве.

А что вы думаете о творчестве этого знаменитого декоратора и художника Вильяма Морриса?

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень интересная статья. Даже не знала о таком одаренном человеке. Хоте григорианский стиль встречала в декоре. Спасибо за статью. Очень познавательно. А женщина почему-то напоминает грустного ангела…

  2. Тема интересная. И персонаж тоже. Но информацию трудно воспринимать. Как то все разорвано на части.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here